После великолепного выступления российской команды в Сочи так хотелось продолжения праздника. Увы, футболисты не подхватили победный кураж олимпийцев… 


На мажорной ноте закончилась вторая в истории нашей страны Олимпиада. Победы российской сборной в общекомандном зачете над могучими конкурентами (да ещё такой убедительной) не ожидал никто. Но всякому празднику приходит конец. Огонь в олимпийском парке в Сочи был потушен в воскресенье, а зрители всего мира смогли насладиться красочной церемонией закрытия Игр.


Странная история с псевдоэфедрином…


Признаюсь, я на церемонию закрытия не успел. Дело в том, что затянулась пресс-конференция после финального хоккейного матча канадцев и шведов, вызванная внезапно грянувшим допинговым скандалом.
Перед или после (какая уж теперь разница) четвертьфинального матча с командой Словении, форвард шведов сдал анализ мочи, в котором был обнаружен переизбыток псевдоэфедрина. Те читатели, которые часто болеют синуситом (сложной формой насморка) и хоть немного подкованы в области медицины, поймут, что псевдоэфедрин у страдающего хроническим синуситом шведа мог появиться в организме после применения лекарства. Добавлю, что хорошо знакомый нашему Александру Овечкину по выступлениям за «Вашингтон» Бэкстрем еще и хронический аллергик. Немного переусердствовал с лекарством - и в моче был выявлен запрещенный препарат.
Увы, несколько дней зная о положительной допинг-пробе шведа, МОК посчитал возможным отстранить Никласа лишь от финального матча, причем о решении не в свою пользу Бэкстрем узнал лишь за два часа. Никогда прежде мне не доводилось видеть главного тренера шведской сборной Пера Мортса в таком гневе. Сразу после поражения в финале, наставник «Тре крунур» не мог держать себя в руках от досады и злости. «Это беспредел, это детский сад, это просто дерьмо». Именно такие слова по-английски произнес Мортс на пресс-конференции. И ни в коем случае не объяснял он поражение от канадцев лишь отсутствием ведущего форварда, но, согласитесь, повод для возмущения имелся. Ведь почему-то отстранили Бэкстрема прямо перед финалом Олимпиады. Еще более абсурдным решение снять Никласа с финала (после того, как хоккеисту разрешили выйти на лед в полуфинальном матче с финнами) выглядит из-за того, что к моменту решающего поединка уровень содержания псевдоэфедрина в его моче и крови не превышал нормы.
Боюсь, теперь у НХЛ будет еще меньше поводов отпускать своих игроков на Олимпиады. И так всё было не совсем гладко с их участием, а после случая с Никласом Бэкстремом ведущая хоккейная лига мира тем более может бойкотировать следующие Игры.


Не сорвет ли скандал хоккейный праздник в Пхенчхане?


Представляю, как отреагировал бы штаб российской команды, если бы подобное случилось, скажем, с Овечкиным. Закрылись бы и только цедили сквозь зубы свою любимую фразу «без комментариев». Шведы же, как настоящие профессионалы, созвали дополнительную пресс-конференцию сразу после того, как ответил на вопросы триумфатор Майк Бэбкок!
Пришли врач, начальник команды, облаченный в цивильный костюм Бэкстрем. Все долго и терпеливо отвечали на вопросы журналистов. Никлас был подавлен и почти все время смотрел в пол. Хоккеиста лишили олимпийского финала, а сам он признался, что уже «лет семь, как употребляю это лекарство» и никаких претензий до сих пор не было.
Читатель сразу может  задать вопрос: может, в НХЛ не так въедливо проверяют игроков, раз на Олимпиаде проба хоккеиста сразу дала положительный результат? Не исключено, но все же случай совсем не из той серии, где можно подозревать злой умысел. Мне кажется, МОК создал себе проблему на ровном месте. Нхловцы теперь  могут просто не захотеть участвовать в Играх. К тому же канадцам, которые дважды кряду выиграли Олимпиаду, она может быть теперь просто неинтересна, шведы просто так снятие Бэкстрема не забудут - кто же тогда будет голосовать за поездку в Корею в 2018 году?


Хоккей на Олимпиаде остался в тени


Сам финал получился скупым на голы и не очень зрелищным. После матча я пообщался с канадским защитником Данканом Китом, который сказал мне, что канадцы забивали в Сочи так мало из-за непривычных размеров площадки. В итоге команда Бэбкока показала некое подобие «катеначчо» на льду. Ноль пропущенных шайб в полуфинале с американцами и финале со шведами, надежная игра в обороне, где каждый страхует партнера, суперголкипер Кэри Прайс – вот чем запомнилась нынешняя сборная «Кленовых листьев».
И всё же не стоит чрезмерно сгущать краски. Канадцев здесь журналисты обвиняли в том, что они показывали несвойственный себе защитный хоккей. Но так может сказать только тот, кто мало разбирается в игре. «Кленовые листья» атаковали достаточно, и большую часть игрового времени проводили в чужой зоне. Именно атака стала их самой действенной формой обороны. Кроме того, олимпийские чемпионы доказали, что по-настоящему классной команде для достижения результата не слишком важно, на площадке каких размеров выступать.


Лед недоверия зимнему Сочи удалось растопить


Улетел я из Сочи вечером в понедельник. Спортсменов в аэропорту в этот вечер было полным-полно, примерно в одно со мной время вылетал в Москву самолет с российскими олимпийцами, которых толпы ликующих болельщиков встречали в Первопрестольной. Российские спортсмены перед отлетом улыбались, не отказывали никому в совместном фото. По всем чувствовалось, что большая победа России, одержанная на Играх в Сочи, раскрепостила наших олимпийцев и подарила стране шанс на возвращение былого спортивного величия.  
Поразительно, но если в начале Олимпиады зарубежные журналисты были настроены к России критически и ели в основном лишь в фастфудах, построенных по западным лекалам, то в последние дни Игр прониклись доверием и любовью к нашей национальной пище. Многих иностранцев можно было увидеть улыбающимися и в огромных количествах потребляющими блины с медом.
Мой приятель, журналист из Канады Бен признал, что по уровню организации сочинская Олимпиада превзошла ванкуверскую. Прежде всего тем, что объекты здесь расположены недалеко друг от друга, что позволяло осветить большее количество мероприятий в единицу времени. Американские журналисты долго ворчали из-за того, что в Сочи и олимпийском парке не найти привычной им жевательной резинки (из-за брендовой политики, не позволяющей ее распространение на Олимпиаде). Но и они в итоге остались довольны: канадская делегация в последний день Игр совершила массовую раздачу своей жвачки со вкусом корицы!
***
Виталий Мутко в последние дни Олимпиады светился от счастья, был словоохотлив и щедр на похвалы. Александр Жуков на итоговой пресс-конференции в ОКР говорил, что такого прекрасного результата от российской сборной никто не ждал. Глава МОК Томас Бах признавался, что столь великолепной организации быта спортсменов не видывал нигде прежде. Он даже подчеркнул, что абсолютно все спортсмены, с которыми говорил в деревнях, отдавали дань прекрасной организации, гостеприимству и условиям проживания. Это ли не самая лучшая похвала России за Игры?
Тяжелая работа без выходных на Олимпиаде закончилась, теперь с легкой грустинкой попробую переключиться на футбол…
Константин РОМИН.
Сочи – Санкт-Петербург.