Итоги матча «Зенита» с «Аустрией» прокомментировал чемпион СССР, главный тренер футбольной школы «Зенит-84» Сергей Веденеев.

- Провокационный вопрос о Спаллетти словно в воздухе сейчас висит. Но, по-моему, это как у Жванецкого: замените  одного продавца другим - за прилавком все равно все будет плохо, - так начал наш разговор Веденеев.


О чем думает Аршавин?


- Считаете, что итальянский наставник верным курсом ведет «Зенит», у него все получается?
- Хотя сам играл в футбол, но все-равно не могу до конца прочувствовать отношения тренера с игроками. К примеру, кто-то руку ему не пожимает, а кто-то, наоборот, очень хорошо относится - большинство легионеров и новички команды. У них с тренером великолепные отношения, и играют они с полной самоотдачей. А что не нравится в тренере старожилам - понять не могу. Что же он такое делает и говорит, вызывающее неприятие?
Зная характер Аршавина, можно порассуждать на эту тему. Он работал с Адвокатом, Хиддинком и Венгером - понятно, что рядом с такими тренерами и игроками высокого уровня в Англии у Андрея сформировалось свое мировоззрение. Наверняка между игроками обсуждается: в чем смысл тренировочного процесса, как должны строиться взаимоотношения тренера и команды. И, похоже, Спаллетти в «рамки» не вписывается. Впрочем, настоящую причину размолвки мы знать не можем, поскольку не находимся внутри команды.
- Вы считаете, что Аршавин может в раздевалке какие-то свои идеи проводить, отличные от наставлений Спаллетти?
- Повторюсь: я не вижу, что тренер что-то делает не так, а вот то, что отношение к тренеру зависит не только от результата – это есть. Мы можем лишь предположить, что игрок выражает свое недовольство тренировочной методикой, отсутствием взаимопонимания с наставником. Тем более что игроки зрелого возраста - вроде Аршавина - с течением лет часто становятся практически непримиримыми в этом смысле. Если что против их понятий - считают, что тренера надо менять.
Но в той же Англии не принято делиться своим мнением с партнерами. Тебе что-то не нравится - ты просто уходи, вот и все. В России противоположная ситуация - идет активное общение в кулуарах, потом находятся единомышленники... В итоге же ситуация сложилась так, что проблему можно решить только с помощью дипломатических переговоров.
- Их было уже немало. И многие полагают, что дискуссии уже ни к чему не приведут - пришла пора более решительных действий. И, быть может, даже организационного характера.
- К сожалению, мы не знаем точную расстановку фигур на доске в этой шахматной партии. Поэтому считаю: мы не можем в этой ситуации советовать, какой дальнейший ход сделать нашему гроссмейстеру.


Когда пешки бунтуют против ферзя


- Но вы же сами говорите, что игроки возраста Аршавина становятся непримиримыми - какая тут дипломатия?
- Я имею в виду не способ достижения результата, а содержание перемен. Можно поменять пешек, а можно и ферзя - вот каков выбор. Поэтому надо вначале разобраться в ситуации. Тем более что в подавляющем большинстве случаев, когда меняли ферзя под давлением пешек, ничего хорошего с командой впоследствии не происходило. Улучшения приходили обычно на очень короткий момент.
Если Спаллетти удастся убедить совет директоров клуба, что он все делал правильно, дипломатично обходил какие-то пороги, острые углы, пытаясь выполнять волю руководства, и если он сам хочет продолжать эту партию, то тогда итальянец должен продолжать свою работу. Тогда и дальнейшее понятно, предельно ясна логика действий.
- И что же именно ясно?
- Сейчас команда остановилась, подвисла в воздухе, а Спаллетти дал понять, что его не устраивают некоторые игроки. Следующий шаг - их замена, потому что конкуренция на многих позициях ничего не дала, и футболисты продолжают демонстративно высказывать недовольство. Более того, ситуация от конкуренции не улучшилась, как это происходит на Западе, а, наоборот, ухудшилась.
- А может быть, само наличие конкуренции их подтолкнуло к недовольству?
- Если бы эти игроки могли выдержать соперничество за свою позицию, то они это и делали бы. Скорее всего, они уже просто не могут улучшить свою игру. Вопрос стоит о первых двух местах в чемпионате, о Лиге чемпионов, где тоже необходимо побеждать, и когда группа футболистов играет хуже, чем она может, это сразу бросается в глаза. «Зенит» собирал их долгие годы, и вот они не могут выйти никак на свой уровень - каждый по своим причинам – демонстрация недовольства, непонятные разговоры, контракты не устраивают...
Не тренер же виноват, что у них такие маленькие, по их представлениям, контракты. У ребят все перемешалось в головах, и выхода из этой ситуации, скорее всего, не найти, потому что я не знаю примеров, чтобы сформировавшийся  игрок поменял свое мировоззрение.
Мы смотрели последний матч в Вене и переживали за Аршавина, Широкова, Зырянова - хотелось, чтобы они показали былой уровень. Но имеющиеся ныне у них кондиции не позволяют продемонстрировать ни скорость, ни технику. И когда тебя соперник заставляет долгое время играть на высоких скоростях, силы неизбежно заканчиваются. Просто не могут они в 30 лет держать такой темп! Андреа Пирло - великолепный мастер, но почему «Ювентус» в международных матчах не может никак «выстрелить»? Потому что там абсолютно другой уровень скоростей.
Но если еще одного игрока можно подстраховать, то когда появляется целая группа медленных футболистов, то остальным, которым черновую работу необходимо выполнять, просто не разорваться. Когда-то Тимощук в одиночку перекрывал всю среднюю линию - как сейчас Диарра, к примеру, который может отлично двигаться. И сразу высвобождались игроки для атаки, которым можно было даже не всегда возвращаться в оборону. Но что сейчас Тимощук?
В «Зените» два года назад вся пятерка в средней линии прессинговала, это был отлаженный футбол, для них не чужеродный, игроки делали свою работу, даже не особенно напрягаясь, в охоточку перехватывая мячи и организуя шикарные контратаки. Команда побеждала, совсем не имея у своих ворот опасных моментов. Сейчас этой линии как таковой нет, постоянно пожар в штрафной, в концовке матчей сил не хватает.


Перестройка по Венгеру? Да!


- Получается, нужно менять всех возрастных игроков?
- Не обязательно всех. Давайте помнить, что нет в составе Данни. Это очень важный для команды игрок. Если бы он сейчас играл в этой серии проигранных «Зенитом» матчей, результат наверняка был бы другим и команда лидировала бы в чемпионате с приличным отрывом, и в Лиге чемпионов не было бы позора Вены.
Впрочем, быть может, именно отсутствие Данни помогло вскрыть все недостатки его партнеров по команде, показать, какую большую работу он исполнял, и подчеркнуть, что помимо тактического мастерства еще нужна физическая сила. Быть неполноценным игроком, эдаким полуфабрикатом тот же Широков не имеет права. Он должен и в подкатах играть, и вести силовую борьбу, и на «втором этаже» преуспевать, и, что самое сложное, - легко совершать длинные рывки с чужой половины поля к своим воротам.
Если идет обвал, нужна перестройка. Яркий пример - тот же «Арсенал». Когда там появился Аршавин, команда играла совсем в другой футбол: много поперечных передач, тщательная подготовка к атаке на подступах к штрафной площадке. И тренеру нравилась такая игра, и самим футболистам. Сейчас в «Арсенале» полностью перестроена модель, команда сильно омолодилась. И теперь они атакуют весь матч, а при потере мяча вся масса игроков организованно несется в оборону после вылазок к чужой штрафной. В этом клубе смогли переосмыслить и понять задачу. А игроки «Зенита» не собираются, по-моему, этого делать. Да, есть дипломатический способ решения проблемы, о котором я уже говорил. Но если зенитовцы делают вид, что их не устраивает тренер, но сами они просто не в состоянии улучшить свою собственную игру, то тут вывод однозначен.
- Если останется Спаллетти - ему нужен путь Венгера, когда ­команда будет играть в другой футбол с другим набором игроков?
- Почему бы и нет? Но при понимании необходимости такой перестройки нельзя забывать и о финансовом фэйр-плей. Превышение расходов над доходами не приветствуется. Может быть, и это мешает: желание к перестройке есть, но ее приходится откладывать по финансовым соображениям.


Откуда взялись два разных тайма?


- Так Спаллетти исчерпал себя как тренер в «Зените» или нет?
- Когда говорят «тренер», мне хочется поправить - «менеджер». Все зависит от того, какими фигурами ты распоряжаешься. Одними пешками погоду в Лиге чемпионов не сделать, нужны, так сказать, и ладьи, и слоны, и, естественно, ферзь. Тогда тренер получает возможность работать с игроками высокого уровня, которые сами хотят еще чего-то добиться в жизни. А придет на место Спаллетти другой, он скажет то же самое: ребята, требуется обновление! У вас четыре года назад была команда, которую никто не мог догнать, а сейчас этого нет и в помине. Не хватает скамейки, высоких игроков, быстрых, и так далее. Скамейка должна быть укомплектована - тогда тренер может спокойно работать. Но еще раз напомню: я рассуждаю с оговоркой - мы не знаем всех нюансов.
- Когда вы сказали после матча с «Уралом», что ничья в Вене - оптимальный результат для «Зенита», подумалось, что вы очень осторожны в своих оценках. Казалось, что уж «Аустрии» наши зададут жару. Что же мы увидели в Вене?
- В первые 15-20 минут был приятно удивлен: куда, думал, подевалась вся зенитовская скованность, зажатость, куда пропали напряженные лица? Команда легко и непринужденно играла, шла игра в пас, легко двигались, возвращались. Широков и Зырянов хорошо двигались, головы у них прекрасно работали. Первый тайм полностью прошел именно в таком ключе. А во втором вышли - и мы увидели, что колеса пробуксовывают, все атаки натыкаются на австрийские заслоны. И потом после двух голов вернулась та неуверенность, которая присутствовала у команды в этой неудачной серии игр. Самое же главное - в который раз «Зенит» оказался не готов к организованной обороне, словно перестали понимать, как действовать, когда не идет игра в атаке.
Чтобы удержать нормальный к то­му моменту результат 1:1, вся команда должна была пахать. Но как раз этой пахоты в последних матчах не было, как не было ее и в Вене. Ослабили давление в атаке, но и в обороне не нисколько не прибавили. И в результате такие простые голы пропустили: в свободные пространства врывались австрийцы, спокойны прострелы проходили из-за отсутствия на месте наших защитников, и вратарь не руководил ими. Отсюда и ошибки.


Утомленные пахотой


- В перерыве игроки «Зенита» узнали, что «Атлетико» выигрывает с устраивающим наших счетом 2:0. Не безответственное ли отношение к сложившемуся комфортному раскладу изменило игру команды?
- Скорее всего, речь здесь может идти об одном-двух игроках, которые для себя решили немного остановиться, лишний раз не пробежать. Но такое сообщение, как из Мадрида, должно окрылять, как мне кажется.
- Вас лично оно, видимо, и окрылило бы. А вот нынешних игроков - напротив...
- Все время пытаюсь поставить себя на место игрока - конечно, ты начинаешь прокручивать в голове какие-то варианты - но надо же понимать, что счет 2:0 вполне может превратиться и в 2:2 буквально за пять минут...
Но основная причина неудач - утомление, которое накатывает постепенно, но неотвратимо. И возникает тот дисбаланс, о котором все время говорит Спаллетти. Когда у нас получается удерживать мяч, доводить его до чужих ворот и проводить атаки - все нормально, держатся. Но когда пять-семь раз за короткое время мяч теряется, тут и наступает предел. Потому и возникали такие моменты, когда «Аустрия» выкатывалась в атаку большими силами, а «Зенит» к этому был не готов. Первый тайм таким не был, мы атаковали, а соперник создал всего два момента. Однако постоянные потери мяча и то, что «Зенит» не переключился на оборону, что происходит с ним уже не в первой игре, - все это привело к плачевному результату. Вначале не успевали метр добежать, потом два-три шага, а позже и вовсе махнули рукой.


Губочан «сгорел», Спаллетти не понял


- Защитники «Зенита» всякий раз в момент, когда Лодыгину забивали гол, оказывались за спиной игрока австрийского клуба, наносящего удар по воротам. Но ни Ломбертса, ни Губочана не назовешь возрастными игроками, которые быстро утомляются. Может, они тактически не готовы?
- Никто не будет спорить с тем, что Ломбертс - медленный игрок. Он играет за счет головы: успевает вовремя отскочить, занять грамотно позицию. А про Губочана и говорить нечего - он ограниченный в тактическом плане игрок. Когда Ломбертс или Губочан остаются один на один с нападающим соперника, ни у кого нет уверенности в том, что они смогут отобрать мяч. Не хватает силы, мощи, а у словака – еще и игровой мысли.
Эти моменты с голами во втором тайме - чисто профессиональный момент. Преимущество «Зенита» в первом тайме было достигнуто за счет грамотных подключений защитников - Ансальди и Кришито. Особенно итальянца, после того как Файзулин сместился в середину поля, освободив фланг. И очень большое территориальное преимущество зенитовцы создали в середине поля, где хорошо двигались Зырянов и Витсель, успевая страховать своих защитников. Было много моментов, когда «Аустрия» пыталась пройти по флангу, но Витсель успевал сместиться влево и закрыть зону Кришито, Зырянов - справа закрыть зону Ансальди... Все это выглядело очень гармонично, как это и было много лет в «Зените», когда подвижные опорники обеспечивали подключения к атакам крайних защитников.
Но во втором тайме такой необходимости не было. Надо было закрыть фланги и спокойно обороняться, а наши продолжали атаковать. Между тем Зырянов и Витсель перестали возвращаться, и у «Аустрии»  пошли фланговые атаки, при которых оба наших центральных защитника оказались в нехорошей роли игроков, вынужденных бегать к своим воротам и догонять нападающих соперника.
- А где же был тренер, который должен был «переключить» игру ­команды?
- Думаю, первый тайм сослужил недобрую службу. Он был настолько хорош в исполнении зенитовцев, что Спаллетти, по-моему, и не предполагал таких быстрых изменений к худшему и не сделал оперативных корректив. А когда пропустили второй гол, было поздно что-то менять. Получалось, что надо снова идти вперед, а это снова предполагало подключение крайних защитников.
К тому же вышел Аршавин. И если подключения Кришито были очень опасными для соперника, то выход Андрея, закрывшего зону Кришито, привел к тому, что он и сам ничего не сделал, и левый фланг у «Зенита» совсем осиротел. Это была не очень удачная замена. Мастерство игрока в большом футболе складывается не только из крепкой головы и знания тактики - нужны хорошие легкие и крепкие мышцы, которые обеспечивают постоянное движение и приносят футболисту радость от того, чем он занимается. Это не должно быть внапряг.
Если взять первый тайм, то футбол «Зенита» был футболом, в который играет сейчас весь мир, - те команды, в которых собраны хорошие игроки. Футбол, когда команда имеет возможность не обороняться, а атаковать. А потому, чтобы сохранить такую игру, надо просто заменить тех игроков, которых не хватает на 90 минут. Ведь в первом тайме все играли хорошо, кроме Лодыгина, пропустившего «в раздевалку». А потом сдулись...
- И кто играл плохо во втором тайме?
- Не плохо играл, а сбавил обороты - так бы я сказал.
- И это при счете 1:4 - всего лишь сбавил обороты?
- Первый и третий - это вратарские голы. Остаются всего два мяча, которые мы получили на контратаках. Получили потому, что три центральных хавбека сыграли с ошибками - Витсель, Зырянов и Широков. А после замены Зырянова в центре стал играть Файзулин, и это привело к тому, что там стало еще хуже. Объективно тактически Файзулин стоит ниже Зырянова, поэтому оборона была ослаблена. А забитые с контратак мячи говорят о том, что эти игроки несвоевременно вступали в отбор, и два центральных защитника тоже не успевали.


Время пришло проститься с «Зенитом»...


- У нас всегда в центре внимания Халк, Кержаков и Аршавин. Что они?
- Я не знаю, какую установку давал тренер Аршавину, но фланг закрывать Андрею было нельзя. Если честно, я уже не жду от Аршавина игры, которую он показывал в лучшие свои годы. Быть может, ему нужна какая-то другая позиция. Аршавина и Широкова можно поставить на поле рядом - оба способны найти острые голевые продолжения атак, дать решающий пас, положить мяч на ногу партнеру. Но такой игрок на поле должен быть один. А когда их двое, а то и больше трех, ужиться на поле им невозможно. Любой быстрый соперник разрушает эту игру.
Халк во втором тайме сыграл ниже своего уровня. Он очень неустойчивый игрок эмоционально, и как только удается вывести его из себя сопернику, арбитру или партнеру, он сразу ломается. Ему, конечно, надо над этим работать, потому что все его дальнейшие решения после того, как он начинает кипятиться, прямо противоположны тому, что необходимо делать в этой ситуации. Начинает лупить по воротам с любой дистанции, торопится, апеллирует и так далее.
- Какой же итог этого разгрома в смысле перспектив?
- Для руководства - это жирный вопросительный знак. Первый тайм - луч света для тренера, которому нужны победы. А второй тайм - это темный тоннель, из которого надо быстрей выбираться. И в предыдущих матчах Лиги чемпионов у «Зенита» не было четкой командной игры, отсутствовало понимание, куда кому надо двигаться и что делать. Плюс все время во главе угла стояли очки. А в этом матче они быстро отошли на второй план, потому что «Атлетико» дважды забил. И если в первом тайме можно было получить удовольствие от игры зенитовцев, то во втором она никому его не доставила - ни зрителю, ни тренеру, ни самим игрокам. Что делать? Тренеру с руководством надо просто еще раз пересмотреть этот матч - там все видно, что делать дальше. Выводы напрашиваются сами собой.
- И какие?
- Кто устает, не может играть все 90 минут - тот должен попрощаться с «Зенитом», переходить на другой уровень. Как это сделали Каряка, Семшов, Алдонин, Рахимич - очень хорошие игроки, которые до сих пор радуют зрителей своей игрой. Но результат они принести уже не могут. И тут уже надо без дипломатии...
Андрей БАРАБАШ,
Валерий КОВАЛЕНКО.


Собираетесь в свой отпуск посетить Пятигорск? Хотите узнать больше интересной информации про Отдых в санаториях Пятигорска, а также сразу почитать отзывы и стоимость отдыха? Предлагаем вам зайти на сайт pyatigorsk.resort-kmv.ru и прочитав информацию более детально вас это очень заинтересует. Приятного вам путешествия!