Российский центровой - о буднях в НБА и перспективах сборной России на Евробаскете

В Кировской СДЮСШОР Санкт-Петербурга в преддверии Дня знаний прошел необычный турнир - Кубок Тимофея Мозгова. Специально приехавший в Питер центровой клуба НБА «Денвер Наггетс» провел мастер-класс для юных баскетболистов, никому не отказал в автографе и совместной фотографии, а также уделил время репортерам. 

- Если бы в моем баскетбольном детстве проводились такие турниры, был бы на седьмом небе от счастья, - признался центровой «Денвера». - Только к нам в ДЮСШ не приходили даже игроки команд, выступавших в чемпионате страны. Самым запомнившимся детским воспоминанием был матч «Спартак» - ЦСКА в «Можайке», когда мне удалось пробраться к выступавшему тогда в составе армейцев Андрею Кириленко.


К стилю НБА приходится приспосабливаться
 

- Кроме «Денвера» у вас было еще несколько вариантов продолжения карьеры в НБА. Для вас важно закрепиться в составе нынешней команды?
- Мне важно найти команду, в которой чувствовал бы себя комфортно и имел бы достаточно игрового времени. «Денвер» в этом плане - очень хороший вариант. Перед началом нынешнего сезона пришел новый тренер и ушел мой конкурент на позиции центрового Костас Куфос. Да и к городу уже привык.
- Для «Денвера» самыми принципиальными являются матчи с «Ютой»?
- Для меня самыми принципиальными являются матчи с «Нью-Йорком», откуда меня обменяли в «Денвер».
- В каких баскетбольных компонентах за время пребывания в НБА вы прибавили, а какие навыки, возможно, растеряли?
- Прежде всего приобрел опыт, и не только баскетбольный, но и житейский. Сидеть на «банке» - тоже опыт. Тяжелый, между прочим. Не думаю, что я потерял какие-то навыки. Просто стиль игры в НБА иной, нежели в Европе, и приходится к нему приспосабливаться.


Обмен в «Денвер» поначалу стал шоком


- Америка вас чем-то удивила?
- У многих россиян представления о ней черпаются из голливудских фильмов. НБА - это не Голливуд, но очень серьезный бизнес. Для меня обмен из «Нью-Йорка» в «Денвер» поначалу был шоком. Как же так? Никто не спрашивал о моих пожеланиях, не обсуждал этот вопрос с агентом, не дал возможности обсудить условия… В НБА, как и в других профессиональных лигах, к таким вещам относятся спокойно. Ты являешься частью бизнес-проекта, маленьким винтиком в громадной системе. Не устраивает такая роль - гуд бай.
- Одноклубники уже не требуют от вас сделать татуировки, чтобы стать частью коллектива?
- Меня мое тело устраивает. Оно не нуждается в дополнительных украшениях. Если ребятам из «Денвера» что-то не нравится, это их проблемы. К тому же в команде есть несколько человек, которые не увлекаются тату, и я не чувствую себя белой вороной. Хотя в НБА это считается частью корпоративной культуры.
- В раздевалке в НБА атмосфера отличается от российской?
- Скорее, отличается стиль общения после игры. В России мог пойти с одноклубниками в ресторан, а в Денвере с темнокожими ребятами не особенно тянет общаться. У нас была своя компания: Куфос, итальянец Данило Галлинари, бразилец Нене.


Посылаю приветы звездам Голливуда


- Из европейских центровых кто лучше всех адаптировался в НБА?
- Турок Омер Ашик, перешедший нынешним летом из «Чикаго» в «Хьюстон». Моего бывшего одноклубника Куфоса европейцем в полном смысле этого слова считать нельзя. Он родился и вырос в Америке, играл за университетскую ­команду и только после этого принял греческое гражданство, чтобы выступать за сборную Эллады. По манере игры это типично американский баскетболист.
- С каждым годом в НБА растет представительство баскетболистов из Старого Света. Это оказывает какое-то влияние на лигу?
- Европейских баскетболистов уже больше 80, но все они разбросаны по различным клубам НБА. Разве что в «Миннесоте», где тренер с уважением относился к европейскому баскетболу, выходцы из Старого Света играли заметную роль. Серьезного влияния европейцев в НБА не чувствуется.
- Не создается ли у вас впечатления, что в регулярном чемпионате первые три четверти каждого матча все команды играют на публику и лишь в последние 12 минут - на результат?
- Такого, чтобы договаривались о том, что кто-то будет слэм-данки заколачивать, а кто-то бросать из-за дуги без сопротивления, набирая очки, совершенно точно нет. Игра идет всерьез. Другое дело, что защите не всегда уделяют должное внимание, понимая, насколько муторное это занятие. В плей-офф же вообще все очень серьезно, особенно в плане самоотдачи и настроя.
- Замечаете ли вы разницу между аренами, на которых приходится играть?
- Замечаю, естественно. В Лос-Анджелесе, когда вижу на трибунах Джека Николсона, всегда посылаю воздушный привет: «Джек, как дела в Голливуде?» В Нью-Йорке почувствовал особую ауру «Мэдисон Сквер Гарден». Такого представления, как на матчах «Никс», нет нигде в лиге.


В Денвере приходится жить по-русски


- В НБА вы поехали, не владея в совершенстве английским. Насколько это осложняло жизнь?
- Вы используете очень деликатное определение. Я вообще не говорил по-английски. В школе учился ужасно, и единственным предметом, который освоил, был баскетбол. Сейчас об этом жалею. Даже освоив разговорный английский, с письменным имею проблемы. Это до сих пор осложняет жизнь.
- Кроме НБА у вас был вариант продолжения карьеры в «Локомотиве-Кубань», но вы решили остаться в заокеанской лиге. Хотите покорить ее?
- Буду честен: хочу заработать на всю оставшуюся жизнь, играя в НБА. Прекрасно понимаю, что никто пока не считает меня звездой первой величины. Для начала нужно отвоевать место под солнцем, став игроком стартовой пятерки. Первые три сезона получились достаточно скомканными. Хотелось бы, чтобы в дальнейшем карьера шла по восходящей. Понимаю, что Коби Брайантом мне никогда не стать, но чем выше вскрабкаешься, тем лучше будешь себя чувствовать.
- Верите ли, что и в России будет такое же отношение к баскетболу, как в Америке?
- В Краснодаре на финале Единой Лиги ВТБ в зале не было ни одного свободного места. Атмосфера была потрясающая. Мне кажется, что у краснодарцев многому можно поучиться. Маркетинговые принципы, которые работают в Америке, в Россию автоматически не перенести. У нас люди по-другому мыслят. Никто не хочет платить за удовольствие, предпочитая получить бесплатные пропуска или скачать бесплатные трансляции из Интернета. В США же готовы заплатить 100 долларов за хорошие места и столько же - за майку с фамилией кумира.
- Вы в Денвере живете по-русски или придерживаетесь американских традиций?
- По-разному. Пиратство не поддерживаю принципиально, но на законных основаниях скачать фильм на русском языке не могу. Сейчас, правда, нашел возможность действовать, не нарушая законы, и платить за удовольствие. На хоккей ходил бесплатно, пользуясь приглашением моего друга Семена Варламова. Он играет за «Колорадо» в НХЛ, а эта команда делит с «Наггетс» одну арену.


У ребят все получится


- Сложно ли далось вам решение пропустить Евробаскет-2013, чтобы подготовиться к сезону в НБА?
- Взвешивал все «за» и «против» долго. Разговаривал с агентами, советовался с женой. Решение было нелегким, но для меня следующий сезон в НБА во многом определяющий. Заканчивается мой контракт, и от того, как я сыграю за «Денвер», будет зависеть продолжение карьеры. Главный тренер сборной Василий Карасев, с которым мы побеседовали, прекрасно меня понял.
- На что может рассчитывать на Евробаскете сборная России, в которой не будет не только вас, но и еще нескольких ведущих игроков?
- Прогнозы - дело неблагодарное, но точно знаю: у ребят все получится. Заметьте, что баскетбольную сборную России никто и никогда не мог упрекнуть в отсутствии самоотдачи. Мы всегда бились на площадке и никогда не опускали руки даже в самых сложных ситуациях. За это команду и любят болельщики.
- Экс-наставник сборной Дэвид Блатт в недавнем интервью сказал, что вам было бы полезно участие в Евробаскете в Словении…
- Блатт по-прежнему переживает за судьбу команды, в которой он проработал семь лет. Он многое дал сборной России. Как я уже говорил, решение пропустить Евробаскет далось нелегко, но три лета подряд я провел в расположении сборной, что сказывалось на подготовке к сезону.
- Можно ли сравнить нынешнюю ситуацию с Евробаскетом-2009, на который сборная России отправилась в обновленном составе без Кириленко и Виктора Хряпы?
- Это был мой дебют в составе сборной России, и для меня этот турнир особенный. До отъезда в Польшу нас все хоронили, но мы бились в каждой игре и смогли пробиться в плей-офф. Да, мы не смогли тогда отобраться по спортивному принципу на ЧМ-2010, но именно на Евробаскете-2009 сложился костяк команды, которая выиграла бронзовые медали на Олимпиаде в Лондоне.


Прохоров в «Бруклин» не зовет


- Вас вдохновляет спортивное долголетие Алексея Саврасенко?
- Конечно. Для себя я давно решил: буду играть в баскетбол до тех пор, пока здоровье позволит. У центровых спортивный век долог, и при профессиональном отношении к делу можно играть лет до сорока.
- При каких обстоятельствах вы все же готовы сменить НБА на европейскую лигу?
- Если буду чувствовать, что не выдерживаю конкуренцию. Без колебаний покину Америку, если мы решим это сделать на семейном совете. Интересы семьи для меня важнее карьеры. Конечно, возможны и предложения, от которых нельзя отказаться. За миллиард долларов соглашусь играть даже за Якутск.
- Коль речь зашла об умопомрачительных контрактах, напрашивается вопрос: когда вы последний раз беседовали с Михаилом Прохоровым?
- Почему-то всех интересует этот вопрос. Владелец «Бруклина» меня в свою команду не приглашал. Да и подобные принципы комплектования в Америке не проходят.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.


Петербург изумляет великолепием площадей, дворцов, строгих гранитных набережных, уникальных скульптур и классических пригородных ландшафтов. А гостиница Сокос Санкт-Петербург призвана поразить туристов изяществом интерьеров, комфортом и безупречным обслуживанием. Забронировать номер в данной гостинице вы можете на finnhotels.ru.