Король штрафной площадки

Вчера утром в Тбилиси на 56-м году жизни скончался выдающийся советский футболист, один из сильнейших нападающих страны конца 70-х - начала 80-х годов Рамаз Шенгелия. Лето, жара, сердечный приступ...

Досье «Спорт уик-энда»

Рамаз Александрович Шенгелия. Родился 1 января 1957 года в Кутаиси (Грузинская ССР). Воспитанник футбольной школы «Торпедо» (Кутаиси, с 1968, первый тренер - Карло Хурцидзе). Выступал за клубы «Торпедо» (Кутаиси, 1973-76; 75 матчей, 29 мячей), «Динамо» (Тбилиси, 1977-88; 283 матча, 120 мячей), «Хольмсунд» (Швеция, 1989; 13 матчей, 3 мяча).

Чемпион СССР 1978 года. Обладатель Кубка СССР 1979 года. Обладатель Кубка кубков УЕФА 1981 года.

Двукратный лучший футболист СССР (1978, 1981).

За сборную СССР провел 26 матчей, забил 10 мячей. Участник чемпионата мира 1982 года в Испании.

Победитель молодежного чемпионата Европы 1980 года.

Член Клуба бомбардиров имени Григория Федотова (11-е место, 161 мяч).

Забивать голы маленький Рамаз умел с детства. Среди своих ровесников на родной улочке в Кутаиси он делал это лучше всех, и более старшие мальчишки охотно брали его в свою команду. Успехи исключительно в дворовом футболе продолжались до 11 лет, а затем Шенгелия-младший буквально выклянчил у отца согласие отвести его на просмотр в футбольную школу местного «Торпедо».

- Плаксивым я тогда был, ныл не переставая несколько месяцев - и в конце концов отец сдался, - улыбаясь, вспоминал сам будущий двукратный лауреат титула «Лучший футболист СССР». - Перед походом в «Торпедо»  надел футболку с 11-м номером и отправился покорять тренеров. Встал у чужих ворот да так и простоял там в ходе всего просмотра. Голевого паса, чудак, ожидал... В итоге взяли из всей ватаги только двоих ребят, а меня и остальных отправили восвояси. Как только я увидел отца, не выдержал и опять разревелся. И так его достал своими переживаниями, что он каким-то чудом упросил взять меня в школу условно - с испытательным сроком. Так я попал к Карло Хурцидзе...

Этого выдающегося детского тренера с благодарностью вспоминает огромное количество грузинских мастеров кожаного мяча. Шенгелия стал одним из лучших. Уже к 19 годам он наколотил за команду мастеров «Торпедо» 29 мячей! Приглашение в команду-флагман грузинского футбола, тбилисское «Динамо», не заставило себя ждать... Рамазу повезло: в одиночку пробиваться в состав в компании таких звезд, как Давид Кипиани, Владимир Гуцаев и Реваз Челебадзе, юниору-новичку было бы крайне сложно. Но в «Динамо»  пригласили и других питомцев Хурцидзе - Александра Чивадзе, Тенгиза Сулаквелидзе, Тамаза Коставу... Какие имена!

Но всесоюзная и международная слава придет к этим кутаисским ребятам позже. А пока надо было вкалывать на тренировках у Нодара Ахалкаци. Мудрый тренер не спешил чрезмерно нагружать талантливых юнцов, и первый сезон у Шенгелия в «Динамо» ушел на раскачку - 24 матча, 5 мячей. Зато второй! В 1978-м тбилисцы стали чемпионами СССР, а 21-летний Рамаз наколотил в 28 матчах 15 голов, уступив в споре бомбардиров только Георгию Ярцеву! Но именно молодого грузина, а не возрастного спартаковца, признали лучшим футболистом Союза!

- Как тут не задрать нос, когда тебя признали лучшим в стране? - усмехался впоследствии в интервью  Рамаз Александрович. - Все вокруг такие хорошие, а в центре я, король. По земле не хожу, а ступаю, как Иисус Христос. Ахалкаци сразу понял, в чем дело. И поставил на мою позицию Челебадзе. А у Реваза пошло как по маслу! Стал забивать - пригласили в сборную. А кто будет менять удачливого форварда? Короче, сидя в запасе, я сразу понял что к чему.

К тому времени у Шенгелия уже была семья, родился сын Георгий. И попавший в опалу бомбардир заново засучил рукава... Если в 1979-м 8 мячей Рамаза на фоне озарения, снизошедшего на лысую голову Виталия Старухина из «Шахтера» (26 мячей!) смотрелись неважнецки, то на следующий год тбилисец с 17-ю голами уступил только Сергею Андрееву из ростовского СКА (20) и знаменитому киевлянину Олегу Блохину(19). И... не попал на московскую Олимпиаду: вместо грузина Константин Бесков пригласил в сборную ростовчанина!

Зато на следующий год судьба с лихвой вознаградила Шенгелия. 1981-й вообще стал волшебным годом для всего грузинского народа. Его любимое «Динамо» выиграло Кубок европейских кубков! Правда, в финале с восточногерманским клубом «Карл Цейсс» Рамаз не забил - ограничился голевым пасом. Зато в чемпионате СССР разошелся вовсю - 23 гола в 31 матче! Лучший!

Именно в ту пору талант Шенгелия сверкал особенно ярко. Он никогда не был на поле мудрым мыслителем, как Кипиани. Не имел и десятой доли той волшебной, филигранной техники работы с мячом, за которую обожали Гуцаева. Не обладал той феноменальной работоспособностью, что была у Виталия Дараселия. Но свои фирменные незаурядные качества Рамаз использовал тогда на все сто. В умении открыться на единственном свободном «пятачке» перед воротами, интуитивном понимании ситуации и великолепном голевом чутье равных ему в стране не было. К тому же при росте всего в 173 сантиметра Шенгелия великолепно играл головой: при таких партнерах, как Гуцаев и Кипиани, это было особенно кстати. Тогда еще 11-й номер тбилисского «Динамо» был худым, а потому с легкостью перепрыгивал опекунов, задерганных к тому же его бесконечными короткими рывками возле штрафной и внутри нее.

На кураже он и в следующем чемпионате забил 16 мячей. Но в том же 82-м Рамаз не слишком удачно отыграл на чемпионате мира... «Не нужны были сборы в той же Испании перед мундиалем. Играли контрольные матчи с дворовыми командами. Привычный уклад поломался, и на чемпионат приехали не в лучшей форме. И я в том числе. Ах, если бы мировое первенство прошло в 81-м, а не в 82-м!» - вздыхал впоследствии бомбардир.

И карьера пошла на спад... К тому же Рамаз даже в игроцкие годы любил покушать (грузинская кухня!) и был не дурак выпить. Трибуны с недоумением и жалостью стали смотреть на объемистый животик, выпирающий из-под футболки великого Шенгелия. В 30 лет он в последний раз сумел стать лучшим голеадором уже разваливающегося «Динамо». А после этого незаметно, в компании лучшего друга Сулаквелидзе, уехал доигрывать в шведский «Хольмстад». За 1000 долларов в месяц. «Но там мне уже на мяч смотреть не хотелось. А местные молодые ребята, пожарники и маляры, летали по полю с горящими глазами. Зачем занимать чье-то место?»

И в 33 года вчерашний кумир публики стал безработным. Выручил Ахалкаци - пригласил работать в только что созданную Федерацию футбола Грузии. Со временем Рамаз Александрович стал даже техническим директором сборной страны. Воспитывал сына, тоже ставшего известным в Грузии игроком, и дочку. И ушел из жизни так же рано, как и с футбольного поля...

Александр Кузьмин.



На нашем сайте вашему вниманию представлены последние новости сегодня .По немногу - обо всем.