В сегодняшнем номере - вторая, заключительная часть воспоминаний серебряного призера Евро-1988. На сей раз - о чемпионате континента 1992 года…

Михайличенко был в числе тех футболистов, которых новый главный тренер сборной СССР Анатолий Бышовец в 1990 году привлек в обновлявшуюся после ухода ветеранов команду. И в ней он выдвинулся на лидирующие позиции, стал участником последнего для нашей тогда еще единой сборной чемпионата Европы, которая выступала в Швеции под флагом СНГ.
«В Ленинграде я был, в Петербурге еще ни разу», - такими словами бывший полузащитник киевского «Динамо», занимающий ныне пост спортивного директора клуба, встретил просьбу об интервью корреспондента «Спорт уик-энда». О встрече мы договорились кратко: «Приходите завтра в офис на «Динамо».
Охранник, проверявший паспорта на входе у всех без исключения, узнав, с кем гостю украинской столицы предстоит встреча, отступил от привычного ритуала. А работа в офисе спортивного директора кипела! Алексей Александрович, не отрываясь от телефона, жестом предложил сесть. И потом, по ходу нашего разговора, не раз отвлекался на посетителей, которых, признаться, было немало. Оказался среди них и Владимир Веремеев, отвечающий за селекционную работу в киевском клубе. После нескольких попыток увлечь Михайличенко на обед полузащитник «Динамо» 70-х присел рядом за стол. Вряд ли Веремеев узнал что-то новое для себя из воспоминаний одноклубника, пусть и из другого поколения, но ведь и собеседник у меня был замечательный!

Виалли разбирается в футболе

- Через два года Валерий Лобановский покинул команду.
- Я думаю, что время уже пришло, к тому же и наша система потихоньку начала разваливаться. Поскольку я всю жизнь работал с Лобановским,  считаю его лучшим тренером.
- Как вы восприняли назначение Анатолия Бышовца главным тренером сборной СССР летом 1990 года?
- В принципе, нормально. На тот момент, после победы его команды на Олимпиаде 1988 года, не было другой кандидатуры. Так что все было логично.
- Тем не менее в этой сборной практически не оказалось киевских динамовцев, за исключением вас, Олега Кузнецова и Олега Протасова...
- Пришел другой тренер, с другими взглядами на игру. Это нормальная ситуация.
- Каково было узнать, что с итальянцами, которые успеют занять к тому моменту третье место на чемпионате мира-1990, вновь придется встретиться после финального турнира Евро-1988 уже в отборочном цикле чемпионата Европы-1992?
- У нас была уже другая сборная. У итальянцев - тоже. Мы доказали, что не слабей, сыграв с ними со счетом 0:0 в Риме. В отрыв удалось уйти благодаря той осечке, которую команда Вичини допустила в Венгрии, где она сыграла вничью, а мы там победили.
- Джанлука Виалли перед отборочным циклом сказал, что если кто и сможет остановить Италию, то только русские...
- Он разбирается в футболе!

Венгров поймали «на тактике»

- Тем не менее группа была достаточно ровной. Учитывая, что венгры были еще на уровне и норвежцы начинали свое восхождение...
- Как раз сборная Норвегии и была крепким орешком: команда очень хорошая, атлетически сильная и проповедующая британский стиль. Я вспоминаю, насколько тяжелыми оказались матчи с норвежцами, когда мы играли с ними еще при Лобановском в предыдущем отборочном цикле. Венгры тоже были неплохи, но это была домашняя команда.
- Однако сборной СССР это не помешало одержать победу, а вам - забить единственный гол в Будапеште...
- Мы хорошо изучили соперника и поймали венгров на их же ошибках: они все время после угловых быстро выбивали мяч и резко выходили вперед. Мы это знали и после очередного «стандарта» разыграли с Алейниковым голевую комбинацию. Все это к тому, что игра начинается с тактики…

Вичини: русские - злой гений Италии

- Решающий матч состоялся с итальянцами в Москве…
- Очень тяжелая игра была! Моменты были как у нас, так и у них. Причем,в концовке. Поэтому настолько и нервная получилась встреча. У Кузнецова был момент, когда он не забил из вратарской, у Риццители были хорошие возможности. Но счет 0:0 был в нашу пользу…
- После матча уходивший в отставку Вичини сказал: если есть какой-то злой гений для Италии, то это русские...
- Тогда действительно пошла какая-то полоса: полуфиналы чемпионата Европы и Олимпийских игр, отборочный цикл чемпионата Европы. И во всех четырех матчах итальянцы уходили ни с чем!
- Матч еще вошел в историю как последний для сборной СССР перед своими болельщиками, да еще и при стотысячных «Лужниках»...
- В «Лужниках» никогда не было ста тысяч - не забирайте пальму первенства у Киева (смеется)!

После «СССР» на груди видеть «CIS» было досадно

- Как вы восприняли распад Советского Союза и прекращение существования сборной с таким названием?
- В принципе, к этому все шло, и сама наша обыденная жизнь вела к мысли, что подобное возможно. Было сожаление. Но если не сможешь изменить ситуацию, то нужно изменить отношение к ней. Нужно жить дальше.
- С какой мотивацией играли за сборную СНГ?
- Мысленно мы все еще оставались в Советском Союзе, но в том-то и дело, что это была лишь инерция мышления. Мне довелось как-то прочесть слова Андрея Канчельскиса, который сказал, что он не замечал никаких перемен в сознании. Однако я не могу понять, как можно не обращать внимания на то, что ты столько лет играл в футболке, на груди которой было написано «СССР», а теперь стало «CIS», и ты не понимаешь, что это такое. Или на то, что у тебя нет гимна. Если я много лет стоял на поле перед матчами под звуки гимна, как такое можно забыть? Даже сейчас, когда слышу гимн России, то отношусь к нему с некоторым волнением. Вспоминаю сборную СССР…
- Кстати, как вы отнеслись к тому, что мелодию гимна в России со временем вернули?
- Мне кажется, это правильно. Эта мелодия вдохновляла, да и сама по себе она замечательная. Не вижу смысла отрицать хорошее только потому, что это было в другой жизни!

Футбол есть футбол, а страна есть страна

- Когда развалилась сборная СССР, некоторые футболисты из республик бывшего Союза приняли предложение о выступлении за сборную России. К вам обращались?
- Предложения были, потому что Россия смотрела вперед и быстрее стала создавать свою сборную.
- Если не секрет, что заставило вас отказаться?
- Здесь никакого секрета нет: считаю, что футбол есть футбол, а страна есть страна. Поменять гражданство для того, чтобы играть в другой сборной, для меня было не только неприемлемо, но даже немного неприятно.
- В итоге вы для России или Россия для вас стали отрезанным ломтем…
- Тому ломтю, который я успел отрезать, стоит сказать спасибо - этого достаточно. Я был не настолько голоден (смеется).

С голландцами сыграли умно

- Регулярно следили за сборной России?
- Естественно. Большую часть жизни я провел в Советском Союзе, поэтому не переживать за Россию или другие бывшие союзные республики не могу. В любых видах спорта.
- Какие ощущения испытали, когда Россия четыре года назад в четвертьфинале Евро-2008 победила Голландию, которой руководил ваш старый знакомый Марко ван Бастен?
- Было приятно и радостно. Счет 3:1 - по игре, Россия сыграла красиво и, как мне показалось, умно! Голландцы же в том матче продемонстрировали, что они не только недооценили сборную России, но и живут даже не в двадцать первом веке. На мой взгляд, они даже не изучали сборную России, и для меня это был нонсенс. Команда ван Бастена даже не постаралась нейтрализовать сильные стороны соперника. По-футбольному мне это было непонятно.
- Сборную России уже шесть лет возглавляет иностранный специалист. Как вы относитесь к тренерам из-за рубежа?
- Эта практика имеет право на жизнь. Но я сторонник того, что кроме знаний, без которых не обойтись в футболе, должна быть еще и душа, которая принадлежит этой стране и этому народу. Мне это представляется именно так. Сборная - это не клуб. Тренер сможет отвечать, но не будет переживать за всю страну. Да, будет отвечать за механические действия команды, но не за моральные и психологические составляющие.

Я говорил: шотландцы не станут отбывать номер…

- Но вернемся к финальному турниру Евро-1992. Как вы вспоминаете чемпионат Европы-1992 в Швеции?
- Честно говоря, вообще о нем не хочу говорить. Там столько грязи лилось!.. Особенно не хочу вспоминать о том, что было после чемпионата. Я по-другому взглянул на многих людей и сделал для себя выводы.
- Если не секрет, какие же именно?
- Тогда начали искать виновных в провале, придумывать какие-то истории. Удивляло, что этим занимались люди, которые знали тебя много лет.
- О том, что вы якобы должны были перед последним матчем договориться с шотландцами, потерявшими шансы на выход из группы, много написано. Могли бы прокомментировать ситуацию?
- Не хочу этого делать. Я играл в ту пору в Шотландии и знал, что собою ментально представляет эта нация. Более того, прошел через нечто подобное на предыдущем чемпионате, когда мы играли в групповом турнире против англичан, которые также потеряли шансы на выход. Однако против нас они бились, сравняли счет! Именно эти мысли я и старался донести до партнеров, внушить им, что соперник не станет отбывать номер. Но наши решили, что будет по-другому.

… И символичная печальная точка

- Справедливо ли наша команда осталась за бортом плей-офф?
- По игре, которая не была убедительной, да. Конечно, все могло сложиться по-другому, если бы удачно завершился первый матч против немцев. Мы упустили победу на последней минуте, когда Хесслер сделал счет 1:1 отличным ударом. Если бы был положительный результат, возможно, нам и удалось бы поймать ту игру, которая никак не удавалась.
А матч с шотландцами! Когда при совершенно равной игре случились два рикошета и в наши ворота влетели совершенно невероятные голы... Первый мяч оказался в сетке после того, как от штанги угодил в руку Харину.
Мы, в свою очередь, создали столько моментов и не могли забить. Это просто какая-то мистика! Взять только эпизод, когда пробивал Сергей Юран. Казалось, мячу уже деваться некуда, но он попал в голову защитнику Гораму! Везение в тот момент мы, видимо, уже исчерпали. Что скажешь - 0:3…
- Наши атаковали, а шотландцы забивали…
- К сожалению, так бывает.
- Как прокомментируете слова одного из футболистов сборной СНГ, что шотландцы играли полупьяными и от них несло перегаром?
- Это глупость! Так может сказать человек, который вообще не уважает футбол. Я пять лет прожил в Шотландии и понимаю, что такое для шотландцев футбол, зритель и в особенности - сборная!
- Этот матч стал последним для объединенной команды, в истории которой была поставлена печальная точка…
- К этому все и шло. Если мы поставили печальную точку в существовании страны, то в какой-то мере символично и то, что так завершилась история той сборной.
- Помнится, говоря о чемпионате Европы в Швеции, вы сказали: я убедился, что нельзя было войти в одну и ту же реку дважды. Что вы имели в виду?
- Я никогда такого не говорил! Пусть тот, кто это написал, сам и комментирует. Это глупость!
Вадим ФЕДОТОВ.Киев - Санкт-Петербург.

Все про производство торговых автоматов вы найдете на vipvending.ru