В Англии собраны лучшие атлеты - они реально здоровее

- У вас нет ощущения, что в среднем российский футболист испорчен деньгами? - вопрос Андрею Аршавину накануне матча в Петербурге с «Торино».
- Нет, нету. Игроки берут, пока могут. Не они же себе устанавливают зарплаты. Понятно, что если б они играли в других чемпионатах, они бы зарабатывали меньше. Вы позовите других футболистов, и вы будете платить больше. Потому что в Россию никто не поедет.
- В «Атлетико» Мадрид средняя зарплата семьсот тысяч евро в год.
- Позовите. Они не поедут. Из Англии же не едут, те, кто в два раза меньше получает. Самба в свое время уехал из «Анжи» играть в «КПР». Трудно заманить игроков в Россию. Они мало знают, мы для них непонятны. Естественно, что они боятся. Это я про европейских футболистов. Из Бразилии, из Африки можно набрать кучу игроков, это понятно.
- Нормально вы расиста даете.
- Да нет, им есть что на что менять. Потому что не все меряется деньгами, есть семьи, есть дети. Наш язык не похож на английский, на французский. Естественно, что иностранцу легче адаптироваться во Франции или в Англии. Хотя гостеприимству людей и клубов к иностранцам можно только позавидовать.
- В Англии действительно футболисты бегают быстрее? Другая фармакология?
- Нет, в «Арсенале» я не видел, чтобы кто-то кому-то давал таблетки или что-то колол. Только если кто-то болеет и с травмой. Тренировочный процесс не сильно отличается. Просто в английской лиге собраны лучшие атлеты мира, на мой взгляд. Они именно что здоровее.
- Как бы вы определили философию Венгера?
- Венгер готов пожертвовать звездностью футболистов, но он хочет играть в атакующий, витиеватый футбол; подбирает под эту задачу определенных игроков с определенными качествами: быстрых, скоростных, хорошо владеющих мячом. Если игрок хочет денег, Венгер предложит хорошие деньги, договорившись с клубом. Он приложит усилия, поговорит с игроком, нарисует перспективы, но он не будет за него цепляться. В итоге все лучшие игроки уходят из «Арсенала». Это, кстати, не мой случай: мой случай как раз противоположный. Венгер не цепляется за уходящий поезд, он смотрит в завтра, начинает работать и никогда не вспоминает и не жалеет об ушедших. Никогда я не слышал, чтобы он сказал: «Ах, жаль, что ушел такой-то». Оставшиеся игроки это чувствуют и чувствуют уверенность, которая исходит от тренера.
- У вас были личные беседы с Венгером?
- Только перед подписанием контракта. Когда он объяснял мне, на какой позиции он меня видит. Глобальных бесед не было. Разговаривали перед тренировками, обсуждали матчи, он спрашивал меня о выступлении в сборной России.
 

«В «Арсенал» уезжать надо было лет в 20»

 
 
- Как вы себе объяснили, почему закончилась лондонская сказка? Вы же умный.
- Мне трудно сказать. Думаю, нужно было уезжать раньше - лет в двадцать. Мне было бы проще намного. И в футбольном смысле тоже. Не хватило ли мне здоровья? Не знаю. Мне трудно сказать. Мне кажется, что не в то время я оказался в «Арсенале». Как это сформулировать... Была пересменка, которая началась с 2006 года. Венгер стал строить новую команду - и это не отменяет того, что «Арсенал» никогда не опускается ниже определенного уровня. Тем не менее той команде, в которой я играл, было сложно выиграть Премьер-лигу.
- Вы забили четыре мяча на «Энфилде», сели в раздевалке - и что?
- Я был опустошен. Был очень доволен. Других воспоминаний нет. Мы ж тогда ни на что не претендовали. Мы, наоборот, подножку «Ливерпулю» сделали. Мы наши шансы упустили еще до того матча. В борьбе не участвовали.
 

«У Кержа хорошее чувство юмора»

 
- Вас как-то сфотографировал для своего инстаграма Кержаков. Спящим.
- Ну что тут скажешь. Хорошее чувство юмора. Плана мести не было. Потом он еще пытался диск с моей песней поставить в автобусе от стадиона до гостиницы, но он, слава богу, не работал. «Дворовый футбол».
- Вы в столько разных тем вписывались в свое время. Моделью в 2006 году по подиуму ходили, диск записывали, странно, что кино не сняли.
- Хотели, кстати.
- Я не удивлен. Был какой-то проект, о котором в итоге пожалели?
- Стыдно точно ни за что не было. Все делал ради удовольствия - было интересно попробовать то или иное. Мне понравилась поездка в Кемерово, когда мы устраивали матч: команда Николая Валуева против команды Андрея Аршавина. Я познакомился с интересными людьми, мы сами отличной компанией ездили - мои друзья, Колины друзья. В итоге получился отличный праздник. Не скажу, что много об этом думал, но сейчас эта история пришла на ум.
 

«С каждым годом прибавляю килограмм-полтора»

 
- Можете припомнить бессмысленно потраченные деньги?
- Если бы я думал о каждой своей такой трате, то некогда было бы играть в футбол.
- У вас сейчас много времени.
- Так-то да. Конечно, были такие. Так, чтоб я жалел о чем-то? Я потратил что-то на свою жену, я потратил что-то на другое место. Об этом жалеть не надо. Я думаю, что если где-то убудет, то где-то прибудет. Те деньги, которые ты должен заработать, ты их заработаешь.
- У вас же были свои бизнес-проекты? Автосалон «БалтАвтоТрейд»?
- Автосалона не было. Я помогал своему бизнес-партнеру.
- Деньги давали?
- Денег я никогда не давал, я просто помогал в одном вопросе.
- В мире Дмитрия Нагиева это называется «решало».
- Нет, я вообще не «решало», была нужна моя помощь. Я думаю, что я помог. Так что к бизнесу «БалтАвтоТрейда» я не имею никакого отношения.
- Хорошо. А одежда?
- Производством линии одежды я сам никогда не занимался. Я проектировал линии одежды с разными людьми. На этом все ограничивалось. Что-то продалось где-то, что-то нет.
- Тема вашего диплома в Институте технологии и дизайна - специфика спортивного костюма. А что вы сами носите - вот так, чтоб все время?
- Продукцию моего спортивного спонсора. Если вы про марки... Хорошо, я назову Dolce & Gabbana. Мой гардероб состоит из Dolce & Gabbana. Но если бы у игроков «Челси» не было бы скидки 30 % в этом магазине в Лондоне, то у меня, может быть, было бы пять вещей Dolce & Gabbana.
- И кто вам подогнал эти скидки?
- Жирков. Иванович. Сейчас за полтора года в России я не купил ни одной вещи в России. Вообще ни одной.
- Какая вы хозяюшка.
- Ну, во-первых, я никогда не ходил сам в магазин. В принципе всегда мне все покупала Юля. Или выбирала что-то. За три года я набрал столько добра - еще лет пять носить не переносить. В Питере редко вообще хожу в магазины. Костюмы? Kiton из классических мне больше всего нравится.
- Вы как-то похудели.
- Да на самом деле я никогда толстым не был. Я как был всегда 72-73, так я и сейчас так же вешу.
- Нормально. Кость тяжелая?
- Всегда так было. Начинал я играть в футбол - весил 59, 61. С каждым годом прибавлял килограмм-полтора.
- И легкости не теряли?
- Нет, - сказал Аршавин в большом интервью журналу GQ.