Воспитанник «Смены» футболист с нигерийскими корнями Брайан Идову с 2010-го - футболист пермского «Амкара», прошлый сезон провел в питерском «Динамо» на правах аренды. А сейчас в команде Гаджи Гаджиева стал появляться на поле в основном составе, не только за молодежку. Каким видится русскому темнокожему игроку время взросления в Питере сейчас, рассказал Брайан в интервью пресс-службе «Амкара».
 
- По паспорту вы россиянин, а в душе?
- Это сложный вопрос. Сколько раз его слышал, и столько же раз не мог найти на него точного ответа. Русские корни у меня от мамы. Ее отец был нигериец, а мать - русская. Дедушка и бабушка познакомились в Ленинграде, а через несколько десятилетий их историю повторили мои родители, также получавшие высшее образование в городе на Неве: папа учился на архитектора, а мама - на врача. Родился я в Санкт-Петербурге, а через три года родители ненадолго перевезли меня в Нигерию.
- Что отложилось в детской памяти из годов, проведенных в Африке?
- Немногое. Но хорошо помню, что, разговаривая только на английском, называл бабушку бабушкой, а дедушку дедушкой. Иностранного варианта этих слов для меня тогда не существовало. А еще запомнил детский сад, который в Нигерии чем-то напоминает начальную школу. Если в России дети больше боятся, чтобы об их проделках в школе не узнали родители, то в Африке всё наоборот: не существовало на свете человека страшнее учителя. Воспитывали жестко, за любую провинность запросто могли и палкой ударить. Жили мы на окраине, в небогатой деревушке, и все свободное время я проводил с мячом. Играли босиком - ни о какой обуви даже речи не шло.
- Но увлеклись-то вы футболом именно там. С чего все началось?
- С чемпионата мира 1998 года. Смотрел его вместе с дедом взахлеб - от телевизора было не оторвать. После этого ни о чем, кроме футбола, и не думал. Как только вернулись из Нигерии в Питер, отец отвел меня, шестилетнего, в футбольную школу «Смена». На отборе всего-то и надо было пробежать 30 метров да прыгнуть в длину.
- Обычно футболисты не любят тактические занятия. Вы, похоже, исключение?
- Футбольная тактика нравилась мне еще с детства. Часто вспоминаю, как наш первый тренер Игорь Владимирович Лебедев в «Смене» расставлял нас по полю и двигал, словно фишки, объясняя тактические нюансы игры. После этого все знали, кто, куда и зачем должен бежать. В дальнейшем эти уроки очень пригодились. По крайней мере, я без лишних объяснений понимаю любого тренера.
- А какие цели были у вас в реальной жизни?
- Как и у любого питерского мальчишки, занимающегося футболом, попадание в «Зенит». Сколько раз я представлял себя в футболке этого клуба! Но время шло, а дальше тренировок с молодежным составом дело не продвигалось. Потом мне намекнули, что с таким цветом кожи путь в главную команду заказан. Причина - в фанатах, которые не любят темнокожих футболистов, стараясь хоть в этом отличаться от своих заклятых врагов: «Спартака» и ЦСКА. Может, так оно и было на самом деле. По крайней мере, уханье в свой адрес от фанатского виража «Зенита» я уже слышал, когда мальчишкой подавал мячи во время игры. Мне тогда и двенадцати не было.
- В прошлом году, когда Муслин неожиданно выпустил вас против «Зенита», ничего подобного в ваш адрес не было и в помине.
- Я и сам не ожидал, что выйду на поле «Петровского», но за полчаса до финального свистка мне сделали жест: «Разминайся». Сколько раз в жизни я представлял себе этот момент! Думал, будет мандраж. Но ничего - коленки не затряслись. А трибуны и вправду встретили меня дружелюбно. Видимо, вспомнили, что я петербуржец.
- Сложно жить, когда отличаешься по цвету кожи от большинства остальных?
- Когда учился в школе, даже не думал об этом. В «Смене» прозвали Сникерсом, но я не обижался - тогда у всех были клички, да и отношения в коллективе были очень дружескими. Узнал о проблеме лишь в старшем возрасте, когда в футбольной школе появились ребята, решившие меня этим задеть. Потом из новостей узнал про скинхедов, хотя лицом к лицу с ними сталкиваться не приходилось. Однажды, правда, это едва не случилось в метро, но друг, увидевший их первыми, толкнул меня в спину: «Беги!» Родители по этому поводу очень волновались и особой свободы в перемещении по городу мне не давали.
- Судя по времени на поле, Гаджи Гаджиев доверяет вам больше, нежели Славолюб Муслин?
- Думаю, выходил бы еще чаще, если бы не сломал осенью палец. А так пришлось все доказывать заново. Чувствую, что за последнее время сильно прибавил. И даже выходы в концовках матчей добавляют опыта и уверенности в своих силах.
- Как успокаиваете себя, когда остаетесь в запасе?
- После Питера и амкаровской «молодежки», где я не вылезал из стартового состава, было тяжеловато. Но тренеров можно понять. Кто же выпустит с начала матча игрока, не имеющего достаточного опыта?! Стараюсь доказывать, что не слабее других, на тренировках. А выходя на замену - усиливать игру. Кроме обороны, в мою задачу входит поиск свободного пространства за спинами защитников, чтобы открыться самому или сделать передачу на обострение.

Хотите подчеркнуть свой статус? Выбирайте качественные, стильные, современные часы! Наручные часы nardin в широком ассортименте на сайте itstime.com.ua. Этот незаменимый аксессуар по доступной цене дополнит любой образ! Ждем вас с нетерпением!